Как справиться с детскими капризами?

А если, наказывая, взрослый еще и непоследователен, то непослушание нарастает. Например, родители зачастую работают допоздна – у них нет возможности заниматься ребенком постоянно. Или же мать и отец живут раздельно, раздражены и считают себя виноватыми. Они высказывают нелогичные требования, показывая детям, что им не стоит и стараться. И ребенок продолжает капризничать.

Родители, чтобы поставить его на место, становятся агрессивными, разрушая в ребенке остатки чувства защищенности. В результате он становится непослушным, отстраняется от родителей и может даже дружественную беседу воспринимать враждебно.

У трехлетних детей уже сформировались основные черты поведения и общения. Теперь важную роль будет играть умение родителя поддерживать самооценку ребенка. Надо поощрять его независимость, но и позволять ребенку сталкиваться с последствиями неуместного поведения, при этом не наказывая. Если в отношениях родителя и ребенка отсутствует тепло и чуткость, то между ними возникает недоверие и горечь: общение происходит лишь тогда, когда что-то очень нужно, и ребенок пытается добиться своего любыми способами.

Приобретенную дома агрессивность дети могут демонстрировать в детском саду. Воспитатели жалуются, и у родителя формируется образ неуправляемого ребенка, враждебного и непослушного. Ребенок не принимает правила общения, ведь расплачиваться приходится редко, поскольку они используются как средство контроля. А у ребенка, живущего в страхе наказания, формируется внешняя мотивация: он делает все лишь для того, чтобы угодить другим. Внутренняя мораль вывихнута: врать можно, но нельзя попадаться.

Ребенок в возрасте 2,5 лет не должен получать все, что хочет. Но капризничающий малыш нуждается в помощи, чтобы успокоиться – сам он этого пока не умеет. Для этого используйте как можно больше разных способов, которые будут примером для него. Для обуздания чувств нужно, чтобы ребенок их различал. Помогайте понимать: «ты грустный», «ты сердитый» и т.д.

Поощряйте ребенка, на основе этого формируется его самооценка. Не ограничивайтесь лишь словом «молодец», а будьте конкретны: «Сегодня ты сам смог успокоиться, когда разозлился. Умница!»

Занимайтесь с ребенком повседневными делами. Так он научится решать проблемы самостоятельно и сможет опереться на вас, когда чувства переполняют.

Если ребенок закатывает истерики, не нужно сердиться на него. Спокойно выясните, что ему не нравится или беспокоит, и попробуйте найти решение вместе. И помните, незамедлительное наказание не приведет ни к чему хорошему.