Как воспитывать незрячего ребёнка?

Но что же делать, когда такой малыш уже родился или ребёнок потерял зрение?

1. Случается, что родители вообще не оставляют слепого ребёнка одного дома, боятся: он нанесёт себе вред, ударится, поранится, убьётся током и т.д. Некоторые особо «заботливые» мамы и папы привязывают своё незрячее дитя на цепь, сажают его в бочку с игрушками, запирают в комнате, обитой ватой, лишённой всяких острых углов и «опасных» предметов. Конечно же, при таком воспитании ни о каком личностном, умственном и физическом развитии и речи быть не может.

2. Не менее часто встречаются случаи, когда родители не знают, как и чему учить незрячего ребёнка и по достижении им семилетнего возраста не хотят отдавать его в школу, а раньше не отдавали и в детский сад. Такое поведение безосновательно и нецелесообразно. Родители не осведомлены о возможности обучения незрячих детишек в обычной школе, однако такая возможность есть. Многие мамы и папы не знают даже о существовании специальных школ-интернатов для слепых и слабовидящих, а ведь таких школ в стране много (в каждом относительно крупном городе). Выучившись в школе, юноши и девушки смогут поступить хоть в колледж, хоть в институт, смогут овладеть такими профессиями, как музыкант, массажист, психолог, переводчик, преподаватель, программист, журналист, филолог, дефектолог и т.д.

3. Дополнительной травмой для незрячего ребёнка часто становится распад семьи, развод родителей из-за его недуга. Большинство отцов бросают своих больных детей. Ребёнок зачастую осознаёт или чувствует, свою «вину» за разрушенные отношения родителей. Также нередки случаи ревности здоровых братьев и/ или сестёр: «Вот, о моём слепом братишке/ сестрёнке вы больше заботитесь, а на меня внимания не обращаете!» Следует этого не допускать. Нужно проявлять равную заботу обо всех детях в семье и нужно учить здорового ребёнка заботиться о больном.

4. Так как ребёнок лишён возможности воспринимать мир при помощи глаз, родители должны рассказывать, описывать всё, что только можно: дома, людей, всё, что встречается по пути, в природе. Пусть ребёнок трогает всё, что можно потрогать. Некоторые родители этого стесняются, а напрасно. Конечно, не следует позволять трогать незнакомых людей, а остальное – пожалуйста!

5. Следует читать ребёнку как можно больше, пусть это будут не только сказки и рассказы (соответственно возрасту), но и классика, фантастика. Ребёнок должен определить свои литературные вкусы, а для этого надо ознакомить его со всем разнообразием мира книг: прозы и стихов. Если родителям некогда читать самим, нужно покупать больше кассет, дисков, брайлевских книг, но всё же лучше, когда читает любимая мама, папа, бабушка, братишка или сестрёнка.

6. Не следует бояться гулять с ребёнком, путешествовать с ним. Хорошо бы уже с подросткового возраста учить его пользоваться тростью, самостоятельно ориентироваться (для обучения ремеслу ориентирования есть специальные центры и инструкторы).

7. Не стоит ограничивать ребёнка в лепке, конструировании, даже рисовании. Пусть ребёнок не видит результатов своего «творчества», но поверьте, он получает от рисования истинное удовольствие (особенно с двух до десяти лет).

8. С самых первых дней жизни незрячего малыша с ним необходимо очень много разговаривать, носить его повсюду за собой, рассказывать о своих действиях и окружающей обстановке. Например: «Сейчас мамочка будет гладить чёрненькое платье, вот оно, потрогай ручками!»

9. Обязательно нужно развивать слуховую память ребёнка. Хорошая память поможет ему в учёбе и в жизни вообще. Надо разучивать с малышом стихи, песни, иностранные слова и т.д.

10. Необходимо воспитывать в незрячем ребёнке любовь к физическому труду и бытовые навыки. Пусть девочки пробуют готовить (конечно, с помощью зрячих), шить, вязать, танцевать. Не стоит ограничивать в движениях, в занятиях физическими упражнениями. Приседания, качать пресс, поднимать штангу, бегать на месте, прыгать, висеть на перекладине, заниматься йогой – всё это под силу незрячему ребёнку.

Незрячий ребёнок – это обычный ребёнок, только лишённый зрения. Он стараниями родителей может вырасти зрелой, самостоятельной личностью, талантливым человеком, умелым работником, хорошим специалистом, любящим семьянином, хозяином своей жизни и судьбы.